Итак, открыв ее, я обнаружил ссылку на общество "Молоко и мед" и краткую инструкцию по прочтению. В содержании значилось, что сей солидный фолиант содержит все книги ветхого и нового завета, причем канонические (вот что значит канонические, я пока до конца не понял, толи текст книг, толи набор книг, а может и то и другое). Читать предлагалось каждый день постоянно, делая пометки и ведя духовный дневник (это будет он :)). Также был намек на то, что если смысл не дошел сразу, то походу прочтения можно "дозреть" - вот опиум для народа - выкурил 1к страниц и будет тебе счастье :))). Буду восновном иронически критиковать, но не Бога, а конкретную трактовку событий и утверждения книги. Изложение неформальное.
Бытие
Исход
Левит (28.05.2006)
Числа
Иов (3.07.2006)
Вопрос с женщинами пожалуй самый скверный, с первой с натяжкой разобрались, но про большую часть других первых непонятно - я так понял что тоже восновном не натурального происхождения (но вопрос за какие заслуги когда кому творилась жена замылили). И вообще - женщины вроде изначально не предполагались, но с другой стороны плодитесь и размножайтесь (1-28) - это как? Что было сделано\сказано вперед? Есть предположение что следующие за Евой, были ее дочери, про которых забыли упомянуть, если так - свинство. Что касается родословия, то что-то имена несколько пересекаются в ветках Каина и Сифа (4-18, 5-25), да и вообще вопрос с именами и языком замылен. Также не очень понятно зачем Каину дали жену (позволи взять), если он вроде как проклят.
Потоп выглядит странно, у нас к северу от города 150км лужа и в ней десятки лет после локального потопа плавали целые острова, не говоря уже о всякой мелочи. Не лучший способ уморить все живое, особенно рыбу :), да и зачем морить если претензии были конкретно к людям. И здесь и далее, глобальные акции для решения относительно небольших проблем при неограниченных возможностях настораживают. Человека сотворили по образу и подобию, а он получился развратен и зол (6-х), впрочем дальнейшее описание скорее говорит о качестве копии. Также выражу сомнение в технической возможности равномерно покрыть Землю слоем воды в 9км (7-19). Выпуск голубя из ковчега - красиво, но не нужно - высунул перископ и посмотрел сам.
И вот здесь (9-5) я сделаю важное замечание - людей убивать нельзя. Впрочем, гарантия в виде преломления света достаточно сомнительна в любое время - ее всегда можно найти, например, в водопаде, или сотворить самому. Да и относилась она больше к затоплению. Ну, а учитывая дальнейшие события - что дан закон, что нет - один фиг море крови. И какая жесткая нравственность вдруг прорывается - увидел отца без штанов - и будь проклят (9-25)
Вавилонская башня - история известная. Он спустился посмотреть, чего там строят и решил, что надо напакостить (11-7), так сказать, чтобы жизнь разнообразнее была. Кстати, довольно известно сравнение истории развития языков программирования с этой историей: языков слишком много и у каждого свои поклонники :).
Теперь что касается Авраама и его родственников. Очень популярный прием в этом семействе - выдать свою жену как сетру, чтобы одновременно не получить самому (12-13, 20-2), навести гнев Бога на других (12-17, 20-3) и обогатиться (12-16, 20-14). Хотя впринципе не соврал (20-12) - инцест слишком популярен :). И вообще, хитрость и обман в этом семействе были в порядке вещей (25-31, 27-х, 29-х, 30-38, 31-19, 37-20 и тд) - любили родственнички друг друга своеобразно.
Членовредительство (во всех смыслах) также непонятно чем обосновано, если это символ, то я извиняюсь о чем Он в этот момент думал (17-х)? Пообсуждав со знающими людьми вопрос, я узнал, что это дело принято и у мусульман - вот это было настоящее откровение - это что позаимствовали все самое лучшее? Ну вот скажем у индийцев - они там на лбу себе что-то рисуют (индуизм?) это еще более или менее понятно - идет человек и видно, что свой. А тут? Что только в бане или туалете открывается истина? И опять это чисто мужской клуб.
Я конечно верю, что жители Содома и Гоморы были не совсем праведны, но получается слишком априори (13-13, 18-20). Также очень круто проверялся на веру Авраам лично (22-х) - так и до инфаркта не далеко.
В истории Якова меня озадачил один момент - по какому это поводу он боролся с Богом (32-24...). Темная какая-то история, и Бог какой-то немощный и причем тут бедро? Похоже на иносказание. Также не могу не упомянуть про историю Дины (34-х), я так понимаю, для тех времен более чем благородная история. И что мы имеем? Люди добровольно пошли на все чтобы жить в мире, а их просто вырезали (34-25) и все имущество присвоили (34-27...). Был бы у нее вполне достойный муж, а так гора трупов, дочь с клеймом блудницы, и горячая "любовь" местных жителей. Кстати, напомню (9-5), людей убивать нельзя.
История Иосифа и его семейства - можно снимать кино (а может снято?), неплохой сюжет, можно сказать, красивый. Драма в начале, благородное воссоединение с семьей в конце. Ну а в качестве ложечки дегдя - он просто Скрудж - ободрал египтян за 7 лет голода до нитки.
Выводы. Бог жесткий, своенравный. Люди злые.
Личность Моисея заслуживает отдельного упоминания. Мальчик вырос, в отличие от своих сородичей в весьма благоприятных условиях. Несмотря, на свою кроткость и неуверенность (4-10), он при случае мог убить человека сам (2-12), а мог отдать приказ убивать тысячи (32-27). Маньяк, вооруженный дубиной - удачный инструмент для управления народом.
Также замечу, что монополии на чудеса не было. Волхвы египетские тоже достаточно сильны оказались (7-11, 7-22 и тд), хотя по законам жанра и должны были проиграть. Вот только зачем волхвам делать тоже - по идее надо было делать обратное :), а то один воду испортил и другие тоже показали свою мощь - в итоге пить нечего. Тоже с жабами. Кстати, а какая проблема с жабами вообще (8-3) - ну не красавицы они конечно, но пугать ими - аки дети малые. А вот то что они все сдохли разом (8-14) это конечно неприятно. Что касается продолжения казней египетских - это похоже на избиение трупа. Град по описанию (9-24) напоминает метеоритный дождь. Очень заинтересовал механизм точечного освещение домов евреев (10-23). Также интересен факт, что у правильных людей на домах должна быть кровь (12-13), иначе ну никак их не отличишь, особенно ночью, когда идешь убивать первенцев... Подытожу - зачем соревноваться в чудесах, если гораздо проще избавиться от чудотворца (да еще по тем временам) - этого логичнее всего было бы ожидать.
Очень часто и здесь и далее упоминается квасной и пресный хлеб. Причем практически во всех законах и обрядах прослеживаются некие проблемы с дрожжами :). Чем конкретно процесс брожения не угоден прямо не говорится. Можно конечно пофантазировать на наркологическую тему.
Еще один момент меня смущает, еще с того места, как были земли и богатства обещаны Аврааму. Во первых, тучность земель, в которых, как известно, течет молоко и мед (3-8) - не много ли желающих будет на такие земли и чего сами египтяне туда не рванули? Во вторых, местные жители, которых вобщем то было обещано уничтожить (23-23...).
Теперь что касается странствий по пустыне. Ну с едой и водой как-то разобрались (16-х, 17-х), я даже могу предположить что из-за близости молочно-медовых рек на землю холодными ночами выпадало мороженое (16-21). Но как быть со скотом да и другими бытовыми потребностями? Сорок лет не шутка - это же каким Сусаниным надо быть, чтобы так людей изводить. Я думаю под конец товарищей тошнило от одного вида манны (Числа 11-х я прочитал позже :)).
Вертикаль власти (18-22), свод законов - нормально, только лучше вне рамок этой книги. Десять заповедей (20-х) вполне пристойно смотрятся, но я с трудом их счел из-за разного количества стихов на заповедь (в конце-концов поискал в сети и нашел не просто точное разделение, но и 2 варианта, еврейский и нет, причем они настолько похожи, что на память мне показалось, что я читал еврейский, а когда проверил оказалось наоборот :)) Потом хочу заметить один момент - я полагаю, что законы (21-х) пишутся (не важно кем) по факту потребности общества. Собственно из такой посылки можно сделать вывод, что наиболее актуальными проблемами еврейского общества были: убийства в разных формах; владение\содержание скота, рабов, земли и другого имущества; кражи; избиение беременных; изнасилования. Особенно, конечно, радует известное всем "глаз за глаз, зуб за зуб..." (21-24), а также прямая инструкция как правильно убивать рабов (21-21) и воров (22-3).
Начиная с 25 главы идет древняя конструкторская документация, а в конце книги отчет о проделанной работе - читать на ночь для улучшения сна :). Меня настораживает количество золота, которое требуется для подчеркивания величия Бога. Ну, по крайней мере, ясно зачем грабили египтян и перли все это по пустыне. Далее кройка и шитье одежды священников - тоже мало интересного, хотя (28-35) самое главное, чтобы был колокольчик, а то вошел в святилище и труп - вот отсюда пошла мода стучать в дверь :).
Теперь о жертвоприношениях (29-х...). Ну мало того, что в подробностях описано кого и как расчленять, так еще и кровью надо все залить. Инструкция для маньяка в чистом виде. Ну вот скажите как должно выглядеть святилище после нескольких дней эксплуатации? И воображение живо рисует картины характерные для фильмов ужасов. И чем вообще отличается сжечь от "воскурить" - силой пламени? Курение и воскуривание снова наводят на мысли наркологического характера, и рецептик дан (31-34):).
В подтверждение наших наркологических догадок можно указать (32-х) - народ впрямую называется буйным. А я бы добавил, что пока Моисея не было началась вполне типовая массовая ломка :), которую Аарон за неимением знаний лечил народными средствами, за что народ и поплатился (32-27).
Выводы. Бог кровавый, властный. Люди неадекватны.
Что касается содержимого книги - оно закономерно продолжает начатое в предущей книге. Законы, правила, обряды - восновном не очень интересно, а учитывая бесконечные повторы, можно читать на ночь. Что меня не радует, так это то что мелкие отличия в обрядах "тонут" в этих повторах, хотя они должны выделятся особо. Порадовало особое указание на вину человека, вступившего в оно самое :)(5-3). Учитывая долю священника (например, 7-8 и далее), можно живо представить себе раскладывание "мин" на узких тропинках :). Вообще, то что священники имеют прямой интерес в увеличении числа жертв это наверно не есть хорошо (так и хочется сказать не соответвтвует демократическим нормам), но что ожидать от текста, написанного ими же?
Также заинтересовало особое указание на невозможность употребления тука жертвенных животных и любой крови (7- 22), причем невозможность употребления крови упоминается в книге особенно часто (и до и после). Прямо какая-то вампирская тема (впрочем, недосмотрел - изредка проскакивало указание (17-11), что в крови содержится душа носителя. Интересно, а в таком контексте свою кровь пить можно?). Позабавил рутуал посвящения Аарона и сыновей (8-33) - наесться как следует, а потом неделю не отходить от святилища - гм., а еда-то имеет свойство перевариваться :).
Жалко, что про огонь Господа мало написано - с одной стороны он его может послать на жертвенник (9-24), с другой стороны с огнем шутки плохи (10-1) - не тот огонь - и пара трупов. Как же правильно заправлять кадильницы :)? Кстати, замечу, ведь этот самый огонь, насколько я понимаю, дошел до наших дней и раз в год его таки добывают, хоть и непонятно как (я имею ввиду известный благодатный огонь, который, вроде как, обладает особыми свойствами - не обжигает некоторое время и тп). Еще отмечу неоднократное упоминание в ритуалах (например, 9-21) "потрясания" куска туши перед лицом Господа - практически пляски с бубном - только добавить озвучку.
И вот дошел до очередного интересного на мой взгляд места (11-х) - для меня это почти откровение. Оказывается все дело в копытах и "жувачке" и свинина здесь тоже не в почете (для себя уже второй раз отмечаю необходимость почитать Коран). Особо отмечу (11-6) - да, у зайцев с копытами проблема :), а вот тушенка из кролика может быть очень неплоха, насколько я помню, впрочем это не частый гость на наших столах. Интересна возможность (11-22) есть саранчу - я думал это чисто корейский диликатес.
Вообще тема нечистоты, развернутая в (11-х) закономерно продолжается в (12-х и далее), но уже в других плоскостях. Еще раз четко указано какой из двух полов "чище" (12-2, 12-5) :). Лечение больных (13-х) весьма специфичное, хотя отмечу (13-4 и др) - вводится фактически понятие "карантин". А вот (13-13) - не понял, что значит если проказа покрыла все тело, то больной чист, потому что все белое (впрочем, я тут прикинул, может речь идет не совсем о проказе, а об отличии природных блондинов от прокаженных?). Кстати, на тему отличия (13- 40...) - плешивые и лысые под подозрением :). Особо, конечно, заинтересовал механизм распространения язвы на одежду и дома (интересная вообще говоря терминология, одушевляющая :)) - что они там выводили (14-45) - грибок? Кстати, так, выводя грибок (14-45), можно очень легко расчистить территорию от лишних людей и строений :). Глава 15 - это уже тема нечистоты в геникологическом аспекте. Ну, что могу сказать, лечили как могли, по крайней мере, способствовали не распространению. Хотя, понятно, и болезни и чистая :) физиология - в одной куче.
Вот в который раз натыкаюсь на что-то известное, которое как-будто уже народное и вовсе не библейское. Вот он "козел отпущения" - (16-хх). Причем замечу, что этого козла, не резали (как обычно), а засылали в пустыню, что, наверно, более жестоко :). Впрочем, крови и здесь прилично налито. А далее (17-хх) еще и указание, что кровь нельзя лить в других местах впринципе. Вот интересно, это как будет выглядеть, если 600 тысяч (и это только мужиков) человек захотят немного мяса покушать - не потонет ли святилище в крови?
Глава 18 имеет в подзаголовке "о мерзости половых отношений", что конечно заставляет на ней остановиться :). Ну инцест запрещен - понятно, впрочем, чем перечислять всех родственников подряд, ввели бы уже правило, сколько колен родственной связи, еще нельзя, а сколько можно. Гомосексуализм запрещен. Зоофилия запрещена. Есть тут мысль - про некрофилию прямо ничего несказано (ну максимум нечистота до вечера за прикосновение), а уж педофилия - дак это вообще в порядке вещей. Короче, некоторый прогресс в этом направлении наблюдается, есть неучтенные методы :). Наказания в (20-хх) не интересны - вобщем-то и так понятно.
Из разного. Слово "обрезание" применяется просто везде - по отношению к внешним органам и ко внутренним (26- 41), а можно и к плодам (19-23), впрочем и "суббота" может относиться к земле (25-4). Эй, слюшай дорогой, эти яблоки у тебя точно обрезаны? :))). Забавно также, что среди священников были свои особые правила отбора, чего только стоит (21-20) - вот интересно, кто это все контролировал? Вообще, явно прослеживается некая проблема с "ятрами" (22-24):). Также отмечу, что накопилось достаточно прилично праздников кроме субботы (23-хх), таких как Пасха (14.01), праздник опресноков (15.01), праздник труб (01.07), день очищения (09.07), первых плодов (по месту), кущеей (15.07), причем некоторые многодневные. Ну про то что работать не надо в праздники дело понятное, иногда и годами можно не работать (25-хх) - Бог накормит (я вот тут подумал - а ведь удобно устроились, блин). Кстати, про повторы (24-20) - снова "око за око, зуб за зуб".
И вот здесь переходим к вопросам собственности. Весьма интересная система владения была (25-хх). Родовая система. Если еврей еврею продает скажем землю или даже самого себя, то есть 50й юбилейный год, когда все возвращается назад. И ведь не со дня продажи, а просто праздник раз в 50 лет. Цену наверно трудновато было считать при таком раскладе. Короче, получается что единственное надежное владение - родовое. Что касается недвижимости - то ее можно вернуть назад в течении года, а вот левит (вот здесь я и задумался) может вернуть свое всегда.
Выводы. Начала государственности и бюрократии. Бог-законодатель, люди исполнители.
Много же народу полегло, особенно отмечу вполне конкретные инструкции по вырезанию детей и женщин (ну а девок понятно оставить для утех). Прямо таки представляешь себе подобного рода "проверки", кого мочить, а кого не надо. А еще кто-то про египтян говорил, что они там не очень хорошо обращались... да, тут явно со знанием дела народы истребляют (под руководством кроткого Моисея). При этом замечу, что количество евреев за время странствий, неоднократных столкновений с врагами и Богом как-то не очень уменьшилось - они там в пустыне план по размножению, видимо, выполняли.
Очередные инструкции по жертвоприношению. На ум приходят странные слова: скотомогильник, крематорий и столовая с довольно однообразным меню. В седьмом месяце - празник живота для священников. Само слово жертвоприношение, хочется украсить прилагательными, например, обильное, непрерывное, поточное.
Порадовали конкретные инструкции по кровной мести - прямо горячий горный народ. Для меня немного неожиданно, но думается это водилось практически у всех, да и на общем кровавом фоне вполне ожидаемо и понятно.
Мне очень интересна та граница, где жизнь = смерть. Сколько мне еще до нее? В конечном итоге, у любого есть шанс побывать на этой границе. Не ко всем смерть приходит во сне, некоторые ее ждут со дня на день. Я помню как умирала моя бабушка - кажется это длилось год или около того. У нее был обширный инсульт, наполовину парализовавший ее тело и приковавший ее к постели. Сознание ее хоть и было несколько затуманено, но она понимала, что из этой постели она уйдет в могилу, что ей осталось только дождаться, домучиться... Она разумеется хотела жить, но говорила и о своей смерти, и иногда желала ее. И это было скверное, тяжелое зрелище и ничего нельзя было сделать. Такова была Его воля.
Но, с другой стороны, что лучше, умереть неожиданно и, может быть, легко, или знать о предстоящем и иметь возможность попрощаться с близкими? Я думаю первое, хоть это и приводит к мысли о том, что каждый день надо жить как последний, но это правильно, тк не на все наша воля. Только наврядли кто-то осознанно так живет - это уже пытка. То есть, нужен некий компромисс - терпимость хотя бы к людям, которые тебе дороги, даже если они не правы в чем-то.
И не важно насколько силен человек или слаб - на этом рубеже все ломаются, потому что он последний. Чтобы человек жил для него нужен смысл, хотя бы соломинка надежды на будущее. Неправильно жить для себя - в этом вообще нет смысла, можно жить ради чего-то, ради совершенства, но в этом мало человеческого, человек мертв без чувств - надо жить ради кого-то. Ради кого жить мне? Сейчас ради своих близких, но кто знает что будет дальше.
Эфтаназия и самоубийство. С точки зрения религиозного человека ни то, ни другое недопустимо. Но с другой стороны, допустима, хоть аморальна, война. Но тогда остается один шажок до осознанной смерти во имя некой идеи (ну давайте вспомним 17 мгновений весны), те самоубийства ради других. А это уже совсем недалеко до самоубийства ради себя. А где самоубийство ради..., там и убийство ради..., а затем и "из сострадания". На мой взгляд, все зависит от силы обстоятельств и может наступить та грань, где незвестно чья воля - твоя или Его распоряжаться своей жизнью (на счет чужой не скажу - это двойная проблема).
Вот они козни сатаны. Более всего меня смущает в этом - сам сатана и его взаимоотношения с Богом. Вроде как и похоже, что сатана - падший ангел (1-6, 2-1), но это вводится так, вскользь. Так что непонятно, то ли он есть, то ли нет, а если есть, то зачем? В чем смысл сатаны, если Он главный и Он ответственнен за все (9-х, 26-х)? Как Его можно ввести в заблужденение (4-18), если Он знает все (34-21...)?
Да и вообще напрашивается такая тема как "Этика Бога". Да в мире должно быть место и добру и злу, иначе в нем не будет движения. Но добро и зло нам дается одной Рукой (1-12, 2-6, 12-х) по замыслу неведомому нам. Почему допустимо истязать невинного? В чем собственно выбор Иова? Молча ждать смерти, или вопить, быть услышанным, и в очередной раз убедиться в своей ничтожности, о которой и так знает, но получить жизнь? Но зачем Богу этот вопль? И что, если Иов не завопит, то он умрет? Или вобще не имеет значения, что делает Иов, если он конечно, не отрекается от Бога? Но Иов уже сделал этот выбор - он не может отречься. Для кого это жестокое доказательство - видимо, для сатаны? Очередная демонстрация величия и силы не впечатляет (37-х, 38-х, 39-х...) - больше волнует моральная сторона. И еще один особый моральный аспект (21-19, 21-20) - вот вроде и закон есть и не отвечает сын за грехи отца, но вот как-то непонятно, закон то, только для людей?
Вся книга пропитана ядом уничижения, за каждой строчкой смерть. Да Иову "возвратили потерю" (42-х), но в чем там она измеряется? В овце-быках? Я что-то не понял, Иов обрел новое счастье и все забыл? Абсурд. Для того чтобы все вернуть, надо именно вернуть - те изменить историю ни больше ни меньше.
Выводы. Человек ничтожен перед Богом. Если нельзя договориться с Ним, надо договориться с самим собой.